|
|
|
|
|
АРХИВ 2004 » Отзывы » 1.
Отзывы о V Международном Фестивале Авторской Песни "Петербургский аккорд - 2004"
Глас поющего в пустыне Кирилл Спешник Статья с сайта: ej.ru/122/life/art/bards/index.html
Победителем самого авторитетного фестиваля современной авторской песни стал самый неканоничный бард восьмидесятых
(Фото: Игорь Грызлов)
Никак не получается у авторской песни стать полноправной частью современного художественного процесса. Ее классические образцы вкупе с создавшими их основателями этого странного явления уже давно канонизированы отечественной культурой, а само оно так по-прежнему и застряло где-то между искусством и формой досуга. Есть уже у авторской песни и место в школьной программе, и собственная государственная премия, и свои фестивали – да все как-то не всерьез, понарошку.
На V международном фестивале «Петербургский аккорд», проходившем 20–23 мая в Cеверной столице, эта двусмысленность была видна невооруженным глазом. С одной стороны, почти десятилетняя традиция регулярных бардовских биеннале, чрезвычайно представительное жюри во главе с Александром Дольским и более ста участников (авторов, композиторов, исполнителей, ансамблей) не только из постсоветских стран, но и из США, Израиля, Западной Европы. С другой – заштатная рассыпающаяся гостиница, пустоватые залы домов культуры и глухое равнодушие города к проходящему в нем большому культурному событию.
|
Облик и поведение Вадима Певзнера так же восхищают одних и бесят других, как и его песни.
Зато лауреат в номинации «Исполнители» Ксения Машкова нравится всем.
(Фото: Игорь Грызлов) |
С нарисованной картиной лучше всего гармонировали бы седые мальчики, вдохновенно поющие мимо нот о кострах, палатках и походной романтике, – именно такой образ авторской песни с некоторых пор утвердился в массовом сознании. На самом деле подобные персонажи присутствовали на фестивале в гомеопатических количествах и явно не в роли фаворитов. В отличие от легендарного «золотого века» сегодня авторская песня предполагает профессиональное владение инструментом, голосом, техникой стихосложения. Песни пермяка Григория Данского, москвича Александра Щербины, мелитопольца Алексея Бардина без труда «заведут» любой зал – оставаясь при этом оригинальными, штучными, сделанными не для публики, а для себя. То есть – авторскими.
– Вы – каким-то чудом уцелевшая часть культуры, которая еще не раздавлена попсой, – констатировал на своей творческой мастерской Владимир Дашкевич, член жюри фестиваля и один из немногих современных композиторов, чьи мелодии известны всем. – Но и она будет раздавлена, если вы не будете сопротивляться. Вы не имеете права делать ничего блочно-поточного.
Столь лестная оценка – не комплимент, а напоминание о мере ответственности. Что стало ясно, когда Владимир Сергеевич перешел непосредственно к оценке услышанного: «Ваши песни – полуфабрикат. Они перегружены лишним музыкальным материалом.
Прежде всего это касается вошедших в моду в последнее время мощных вступлений, развернутых музыкальных проигрышей и т.д. Когда после всего этого великолепия начинается собственно пение – обычно довольно слабенькое, – происходит катастрофа». Справедливости ради надо сказать, что эти слова относились в основном не к «полным» авторам (к которым мэтр, впрочем, тоже был строг), а к сочинителям песен на чужие стихи. В самом деле, немногочисленные барды-композиторы показали на «Аккорде» сочинения профессионально грамотные и приятно звучащие, но безнадежно уступавшие творчеству «полных» авторов в яркости и оригинальности. А в единственном исключении – песне петрозаводского композитора Ирины Ивановой «Варенье» – именно работа композитора выглядела довольно скромной: простенькая мелодия безо всяких украшений и изысков. Впрочем, организаторы подобных конкурсов до сих пор не могут договориться, что же именно следует оценивать в данной номинации – умелость и творческую фантазию бардов-композиторов или гармоничность получившихся песен? Официально считается, что конкурсы должны поощрять именно качества песни, это отражено даже в названии номинации: ее никогда не называют «композиторы» или хотя бы «авторы музыки», но только «авторы песен на чужие стихи» и никак иначе. Однако на деле арбитры нередко выше ценят именно сложность и богатство музыки – и жюри «Аккорда» поступило именно так, отдав лавры алмаатинцу Эдуарду Двухименному.
Еще бледнее выглядели дуэты и ансамбли. «Ансамбль авторской песни» – явление вообще внутренне противоречивое. Достоинства авторского искусства – индивидуальность и искренность – плохо сочетаются с командной работой. Удачи на этом пути редки, и нынешнему фестивалю не досталось ни одной. Из участвовавших в конкурсе ансамблей слушать без раздражения можно было только два – мурманское трио «Марго» и квартет «Астана» из одноименного города. Они и стали соответственно лауреатами и дипломантами «Аккорда». В номинации «Дуэты» выбирать было и вовсе не из кого: жюри, зажмурившись, отдало единственный дипломчик дуэту «Тамань» – двум задорным девочкам из Челябинска, для которых пропетые тексты были лишь поводом для вокала.
Зато исполнители-солисты выглядели вполне достойно. Можно только удивляться, что в этой номинации жюри ограничилось одним лауреатским званием, доставшимся Ксении Машковой из Сергиева Посада. Публика отчасти возместила скупость арбитров, отдав приз зрительских симпатий талантливой и обаятельной Светлане Спесивцевой из Озерска. Однако москвичка Ольга Серебряная, как минимум не уступавшая победительницам, не получила ничего.
Наиболее неожиданными оказались результаты конкурса в главной номинации – авторов слов и музыки. Правда, не все. Вполне закономерно лауреатом фестиваля стал Григорий Данской, а дипломантом – Александр Щербина. Несколько странно смотрелся рядом с ними второй дипломант – Ольга Ясюкович из Гомеля: поэтические достоинства ее песен явно уступали личному обаянию автора.
Но главной сенсацией фестиваля стал автор не новый, а давно известный. Автор, чье имя никто не ожидал увидеть в списке конкурсантов. Вадим Певзнер (известный также среди своих друзей и поклонников как Димитрий Пев) появился на бардовском небосклоне еще на рубеже 70–80-х. Его песни – странные, алогичные, как сны, затягивающие в себя, обнаруживающие родство не столько с бардовской традицией, сколько с тогдашней андеграундной поэзией – сразу же привлекли к себе внимание и в то же время, как водится, вызвали яростные споры. «На улице Майорова», «Никольская мистерия», «Непохожий на брата-борца...» стали своего рода знаменем новой, неклассической авторской песни. Однако в 1984 году Вадим уехал во Францию и, лишившись русской языковой среды, перестал сочинять. После падения железного занавеса Певзнер (перебравшийся к тому времени в США)неоднократно приезжал в Россию, давал концерты для ценителей – но исключительно из старых песен.
И вот на нынешнем «Петербургском аккорде» вдруг стало известно, что Певзнер намерен вернуться – и в страну, и в жанр, – что у него появились новые песни и что он участвует в конкурсной программе фестиваля.
У жюри не оставалось выбора: отказ такому автору в лауреатском звании стал бы фактом биографии не Певзнера, а «Аккорда». Однако появление Вадима в заключительном концерте вылилось в полноценный скандал: хранители традиций жанра и за двадцать лет не примирились ни с поэтикой Певзнера, ни с его манерой выступления, больше напоминающей хэппенинг. Яростные аплодисменты поклонников не могли заглушить столь же яростного свиста и криков «Уезжай в Америку!», а во время третьей песни человек тридцать демонстративно покинули зал.
И еще долго шумели в фойе о необходимости защиты культурного наследия.
Что верно, то верно. Только не мешало бы при этом помнить, что наследник – это тот, кто правит доставшимся уделом по своему разумению и вкусу. А тот, кто старательно поддерживает все как было при прежнем хозяине, в лучшем случае душеприказчик. |
|
|