На первую страницу Пишите нам!


сегодня 28.05.2017  
ПОЛОЖЕНИЕ
Общие положения
Участники Фестиваля
Конкурс
Другие мероприятия Фестиваля
Финансовые условия участия в Фестивале
Заключительные положения

ФЕСТИВАЛЬ 2012
Вести из регионов
Программа
Петербургские авторы
Жюри конкурса
Правила работы Жюри
Оргкомитет
Дирекция
Итоги 1-го тура конкурса
Итоги 2-го тура конкурса
Победители конкурса
Фото победителей конкурса

Положение о конкурсе
Победители конкурса

Положение
Лучший альбом 2011 года
Лучший альбом 2010 года
Лучший альбом 2009 года
Лучший альбом 2008 года

АРХИВ
2010
2008
2006
2004
2002
2000
1998
1996

ЗА ФЕСТИВАЛЕМ
Информация
Ссылки
Фото, аудио, видео
Персоналии
Фестивали

Архив вестей
Обратная связь
Главная
АРХИВ 2004 » Отзывы » 1.

Отзывы
о V Международном Фестивале Авторской Песни
"Петербургский аккорд - 2004"

Глас поющего в пустыне
Кирилл Спешник
Статья с сайта: ej.ru/122/life/art/bards/index.html

Победителем самого авторитетного фестиваля современной авторской песни стал самый неканоничный бард восьмидесятых


(Фото: Игорь Грызлов)

Никак не получается у авторской песни стать полноправной частью современного художественного процесса. Ее классические образцы вкупе с создавшими их основателями этого странного явления уже давно канонизированы отечественной культурой, а само оно так по-прежнему и застряло где-то между искусством и формой досуга. Есть уже у авторской песни и место в школьной программе, и собственная государственная премия, и свои фестивали – да все как-то не всерьез, понарошку.

На V международном фестивале «Петербургский аккорд», проходившем 20–23 мая в Cеверной столице, эта двусмысленность была видна невооруженным глазом. С одной стороны, почти десятилетняя традиция регулярных бардовских биеннале, чрезвычайно представительное жюри во главе с Александром Дольским и более ста участников (авторов, композиторов, исполнителей, ансамблей) не только из постсоветских стран, но и из США, Израиля, Западной Европы. С другой – заштатная рассыпающаяся гостиница, пустоватые залы домов культуры и глухое равнодушие города к проходящему в нем большому культурному событию.

Облик и поведение Вадима Певзнера так же восхищают одних и бесят других, как и его песни.


Зато лауреат в номинации «Исполнители» Ксения Машкова нравится всем.

(Фото: Игорь Грызлов)
С нарисованной картиной лучше всего гармонировали бы седые мальчики, вдохновенно поющие мимо нот о кострах, палатках и походной романтике, – именно такой образ авторской песни с некоторых пор утвердился в массовом сознании. На самом деле подобные персонажи присутствовали на фестивале в гомеопатических количествах и явно не в роли фаворитов. В отличие от легендарного «золотого века» сегодня авторская песня предполагает профессиональное владение инструментом, голосом, техникой стихосложения. Песни пермяка Григория Данского, москвича Александра Щербины, мелитопольца Алексея Бардина без труда «заведут» любой зал – оставаясь при этом оригинальными, штучными, сделанными не для публики, а для себя. То есть – авторскими.

– Вы – каким-то чудом уцелевшая часть культуры, которая еще не раздавлена попсой, – констатировал на своей творческой мастерской Владимир Дашкевич, член жюри фестиваля и один из немногих современных композиторов, чьи мелодии известны всем. – Но и она будет раздавлена, если вы не будете сопротивляться. Вы не имеете права делать ничего блочно-поточного.

Столь лестная оценка – не комплимент, а напоминание о мере ответственности. Что стало ясно, когда Владимир Сергеевич перешел непосредственно к оценке услышанного: «Ваши песни – полуфабрикат. Они перегружены лишним музыкальным материалом.

Прежде всего это касается вошедших в моду в последнее время мощных вступлений, развернутых музыкальных проигрышей и т.д. Когда после всего этого великолепия начинается собственно пение – обычно довольно слабенькое, – происходит катастрофа». Справедливости ради надо сказать, что эти слова относились в основном не к «полным» авторам (к которым мэтр, впрочем, тоже был строг), а к сочинителям песен на чужие стихи. В самом деле, немногочисленные барды-композиторы показали на «Аккорде» сочинения профессионально грамотные и приятно звучащие, но безнадежно уступавшие творчеству «полных» авторов в яркости и оригинальности. А в единственном исключении – песне петрозаводского композитора Ирины Ивановой «Варенье» – именно работа композитора выглядела довольно скромной: простенькая мелодия безо всяких украшений и изысков. Впрочем, организаторы подобных конкурсов до сих пор не могут договориться, что же именно следует оценивать в данной номинации – умелость и творческую фантазию бардов-композиторов или гармоничность получившихся песен? Официально считается, что конкурсы должны поощрять именно качества песни, это отражено даже в названии номинации: ее никогда не называют «композиторы» или хотя бы «авторы музыки», но только «авторы песен на чужие стихи» и никак иначе. Однако на деле арбитры нередко выше ценят именно сложность и богатство музыки – и жюри «Аккорда» поступило именно так, отдав лавры алмаатинцу Эдуарду Двухименному.

Еще бледнее выглядели дуэты и ансамбли. «Ансамбль авторской песни» – явление вообще внутренне противоречивое. Достоинства авторского искусства – индивидуальность и искренность – плохо сочетаются с командной работой. Удачи на этом пути редки, и нынешнему фестивалю не досталось ни одной. Из участвовавших в конкурсе ансамблей слушать без раздражения можно было только два – мурманское трио «Марго» и квартет «Астана» из одноименного города. Они и стали соответственно лауреатами и дипломантами «Аккорда». В номинации «Дуэты» выбирать было и вовсе не из кого: жюри, зажмурившись, отдало единственный дипломчик дуэту «Тамань» – двум задорным девочкам из Челябинска, для которых пропетые тексты были лишь поводом для вокала.

Зато исполнители-солисты выглядели вполне достойно. Можно только удивляться, что в этой номинации жюри ограничилось одним лауреатским званием, доставшимся Ксении Машковой из Сергиева Посада. Публика отчасти возместила скупость арбитров, отдав приз зрительских симпатий талантливой и обаятельной Светлане Спесивцевой из Озерска. Однако москвичка Ольга Серебряная, как минимум не уступавшая победительницам, не получила ничего.

Наиболее неожиданными оказались результаты конкурса в главной номинации – авторов слов и музыки. Правда, не все. Вполне закономерно лауреатом фестиваля стал Григорий Данской, а дипломантом – Александр Щербина. Несколько странно смотрелся рядом с ними второй дипломант – Ольга Ясюкович из Гомеля: поэтические достоинства ее песен явно уступали личному обаянию автора.

Но главной сенсацией фестиваля стал автор не новый, а давно известный. Автор, чье имя никто не ожидал увидеть в списке конкурсантов.
Вадим Певзнер (известный также среди своих друзей и поклонников как Димитрий Пев) появился на бардовском небосклоне еще на рубеже 70–80-х. Его песни – странные, алогичные, как сны, затягивающие в себя, обнаруживающие родство не столько с бардовской традицией, сколько с тогдашней андеграундной поэзией – сразу же привлекли к себе внимание и в то же время, как водится, вызвали яростные споры. «На улице Майорова», «Никольская мистерия», «Непохожий на брата-борца...» стали своего рода знаменем новой, неклассической авторской песни. Однако в 1984 году Вадим уехал во Францию и, лишившись русской языковой среды, перестал сочинять. После падения железного занавеса Певзнер (перебравшийся к тому времени в США)неоднократно приезжал в Россию, давал концерты для ценителей – но исключительно из старых песен.

И вот на нынешнем «Петербургском аккорде» вдруг стало известно, что Певзнер намерен вернуться – и в страну, и в жанр, – что у него появились новые песни и что он участвует в конкурсной программе фестиваля.

У жюри не оставалось выбора: отказ такому автору в лауреатском звании стал бы фактом биографии не Певзнера, а «Аккорда». Однако появление Вадима в заключительном концерте вылилось в полноценный скандал: хранители традиций жанра и за двадцать лет не примирились ни с поэтикой Певзнера, ни с его манерой выступления, больше напоминающей хэппенинг. Яростные аплодисменты поклонников не могли заглушить столь же яростного свиста и криков «Уезжай в Америку!», а во время третьей песни человек тридцать демонстративно покинули зал.

И еще долго шумели в фойе о необходимости защиты культурного наследия.

Что верно, то верно. Только не мешало бы при этом помнить, что наследник – это тот, кто правит доставшимся уделом по своему разумению и вкусу. А тот, кто старательно поддерживает все как было при прежнем хозяине, в лучшем случае душеприказчик.




 Сделано Веб-студией ПЕЛЕ
Технический центр "Северо-Запад"